Победитель всероссийского конкурса « Блокада. Выбираю жизнь»
Сердюков Максим Евгеньевич

2 место в 1 категории
с. Фокино, Воротынский район, Нижегородская обл., МАОУ Фокинская средняя школа
Интерактивная VR‑сцена, воссоздающая комнату в типичной коммунальной квартире блокадного Ленинграда зимой 1941–1942 гг. Пользователь погружается в атмосферу повседневной борьбы за жизнь, исследует быт, находит предметы и знакомится с их историей через интерактивные подсказки.

Цель проекта
Создать исторически достоверную VR‑сцену «Комната в блокадном Ленинграде», позволяющую пережить и осмыслить опыт жителей города через предметы и детали их быта.

Задачи проекта
  • Изучить и систематизировать исторические материалы о жизни ленинградцев в период блокады.
  • Создать 3D‑модели предметов блокадного времени с опорой на подлинные источники.
  • Интегрировать модели в единую интерактивную сцену в VR Concept.
  • Разработать информационные карточки для объектов на основе исторических данных.
Сердюков Максим Евгеньевич
Историческая основа и источники
  • Хлебные карточки: подлинные карточки, Центральный госархив Санкт‑Петербурга, фонд 7384 (ссылка: spbarchives.ru/infres/-/archive/cga/R-7384).
  • Медальон солдата: экспонат историко‑краеведческого музея Лицея сервиса и индустриальных технологий (материалы: территорияпобеды.рф/raritetyi/blokadnyij-medalon/; дополнительный обзор: dzen.ru/a/YfEbuQ8zqFww10Iw).
  • Противогаз: фото‑материалы из Нижегородского музея «Холодной войны».
  • Доп. материалы: фонды Музея обороны и блокады Ленинграда; фото из историко‑краеведческого музея Лицея сервиса и индустриальных технологий.
Состав сцены
  • Помещение: комната в коммунальной квартире, площадь ~18 м².
  • Сюжет: житель комнаты находит потерянные предметы и пытается установить их владельцев.
  • Ключевые детали интерьера:
  • Заклеенные крест‑накрест окна.
  • Самодельная буржуйка с трубой, выведенной в окно.
  • Деревянный стол и самодельная табуретка.
  • Дневник жителя и карточки на хлеб.
  • На столе — противогаз, солдатский медальон, бумаги.

Моделирование в Blender, экспорт и сборка сцены в VR Concept, проработка текстур для реалистичности.

Объекты:
  • Противогаз (вариант военного/гражданского образца по музейным фото).
  • Солдатский медальон.
  • Хлебные карточки блокадного периода.
Интерактивность
  • Информационные таблички: при приближении к объекту появляется карточка с названием, датировкой/годом выпуска и краткой справкой.
  • Навигация по сцене: свободный осмотр комнаты и предметов, акцент на историческом контексте.
Образовательная ценность
Проект формирует у пользователей эмпатию и понимание бытовых условий горожан, демонстрируя предметы первой необходимости и их роль в повседневном выживании. Визуализация служит инструментом сохранения исторической памяти.


Результаты
  • Воссоздана исторически точная VR‑комната блокадного Ленинграда.
  • Созданы и интегрированы 9 ключевых объектов с интерактивом.
  • Подготовлена сцена для музейно-выставочного и учебного применения.
Made on
Tilda